Назад
Главная
Сведения об организации
Новости
Задать вопрос
Назад
Главная
Сведения об организации
Новости
Научные материалы
Научные материалы
Все материалы содержат активные ссылки, по которым можно перейти к документу.
Психологическая и социокультурная адаптация
Обучение и воспитание (общее)
Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Хакимов Э.Р., Хухлаева О.В., Александрова Е.А., Кривцова А.С., Лейбман И.Я., Усубян Ш.А. Измерение межкультурной компетентности педагога: разработка и апробация Теста ситуационных суждений ТСС-МКК // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6
Воспитание толерантности через знакомство с культурой и традициями народов // Многообразие культур как основа толерантности (монография) / отв. ред. М.Г.Котовская: М. ИИЦ МГУДТ, 2010
Павлова О.С., Назранова Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2
Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008
Агрессия сквозь призму социального остракизма Бойкина Е.Э. Электронный журнал «Современная зарубежная психология» 2019. Том 8. No 3. С. 60—67
Хухлаева О.В. Особенности взаимодействия педагогов с учащимися в классах со смешанным этнокультурным составом // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 71–75
Хухлаева О.В. Специфика конфликтов в классах со смешанным этнокультурным составом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1
Хухлаева О.В. Основные причины конфликтов между подростками в поликультурном классе и их профилактика // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 3. С. 115–124. doi:10.17759/sps.2017080309
Миронова О.И. Предупреждение вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 2. С. 160–177. doi:10.17759/psylaw.2021110212
Гриценко В.В., Молчанова Н.В. Содержание индивидуальной траектории профессионального развития студентов в условиях поликультурной среды вуза // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Гриценко В.В., Кузнецова И.В. Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Павлова О.С. Воспитательные идеалы на Северном Кавказе // Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур: Материалы Девятой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 13-16 октября 2016 г., Смоленск: в 2 т. / отв. Ред. Н.Л. Пушкарева, Н.А. Мицюк. Смоленск-М,: Изд-во СмолГУ, ИЭА РАН, 2016. Т.1. С.157-161
Павлова О.С. Религиозная идентичность современных мусульман: осознанный выбор или следование традиции? // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва) / Отв.ред. М.С.Киселева. М.: Научная мысль, 2015. Т.2. С. 133-143
Образование и диалог в интересах мира и человека. Итоги XIII международного семинара "Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество" / М. А. Кривенькая, В. Ф. Захаров, Е. А. Омельченко [и др.] // Этнодиалоги. – 2022. – № 1(67). – С. 31-55. – DOI 10.37492/ETNO.2022.67.1.003.
Омельченко Е. А. Проект "Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России": первые итоги / Е. А. Омельченко, А. А. Шевцова, Т. В. Криворучко // Этнодиалоги. – 2022. – № 1(67). – С. 202-225. – DOI 10.37492/ETNO.2022.67.1.015.
Омельченко Е. А. Межкультурная компетентность педагога как условие успешной работы в многонациональном классе / Е. А. Омельченко // Сборник материалов по итогам проведения Всероссийского студенческого конгресса лидеров педагогических вузов, Волгоград, 07–09 сентября 2021 года / Министерство просвещения России, Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – Волгоград: Б. и., 2021. – С. 79-91
Омельченко Е. А. Дети из семей мигрантов в Рязанской и Калужской областях: проблемы интеграции в российское общество / Е. А. Омельченко // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. – С. 142-157. – DOI 10.47026/1810-1909-2021-2-142-157
Омельченко Е. А. К проблеме межкультурного взаимодействия в системе среднего профессионального образования (на примере Свердловской области) / Е. А. Омельченко, А. А. Шевцова // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 113-125. – DOI 10.47026/1810-1909-2021-4-113-125
Омельченко Е. А. Дети из таджикских и узбекских семей в Пермском крае: проблемы адаптации в иноэтничной среде / Е. А. Омельченко // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2021. – № 2(58). – С. 93-103
Омельченко Е. А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в контексте национальной безопасности / Е. А. Омельченко, М. А. Кривенькая // Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности. – 2021. – Т. 1. – № 3. – С. 20-32. – DOI 10.21672/2713-024X-2021-3-1-020-032
Хухлаев О. Е., Ткаченко Н. В. Отношение российских учителей к культурному разнообразию в трудных педагогических ситуациях: опыт качественного анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 33–44
Интегративная модель межкультурного взаимодействия: опыт качественного анализа Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18. – № 3. – С. 459-474
Разработка и адаптация методики "Интегративный опросник межкультурной компетентности" / О. Е. Хухлаев, В. В. Гриценко, А. В. Макарчук [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 71-91
Осознанность в межкультурной коммуникации: опыт качественного анализа Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 110-127
Павлова О. С., Хухлаев О. Е., Бучек А. А., Александрова Е. А., Гаврюшина. К., Кривцова А., Лейбман И. Я., Шорохова В. А. Межкультурная компетентность и самоэффективность учителя в мультикультурной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. No 1. С. 45–60
Хухлаев О.Е., Павлова О.С. «Мне известно, что мне ничего не известно». Социально-когнитивные предпосылки поддержки радикальных взглядов // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 3. С. 87–102
Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 103–113. doi:10.17759/jmfp.2020090111
Гриценко В.В., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Хухлаев О.Е., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки (Часть 2) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 108–117. doi:10.17759/jmfp.2020090310
Павлова О.С. Этнографическое просвещение педагогов для работы в поликультурной образовательной среде // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, 24 ноября 2016 г. Махачкала: АЛЕФ, 2016. С. 319-324
Павлова О.С., Назранова Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. No 2
Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 103–113. doi:10.17759/jmfp.2020090111
Гриценко В.В., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Хухлаев О.Е., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки (Часть 2) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 108–117. doi:10.17759/jmfp.2020090310
Павлова О.С. Этнографическое просвещение педагогов для работы в поликультурной образовательной среде // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, 24 ноября 2016 г. Махачкала: АЛЕФ, 2016. С. 319-324.
Павлова О.С., Назранова Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. No 2.
Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 408 с.
Боголюбская, Л. А. Особенности общения со сверстниками у младших школьников с социальными страхами в поликультурном классе / Л. А. Боголюбская, О. В. Хухлаева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2017. – № 2(46). – С. 50-54. – EDN ZOFSHZ.
Хухлаева, О. В. Этнокультурные особенности представления об уверенности в себе / О. В. Хухлаева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 1(30). – С. 84-90. – EDN RZBWRR
Хухлаева, О. В. Особенности взаимодействия педагогов с учащимися в классах со смешанным этнокультурным составом / О. В. Хухлаева // Психологическая наука и образование. – 2012. – Т. 17, № 2. – С. 71-75. – EDN PASCVX
Солдатова, Г. У. Личностные особенности как психологические предикторы успешности межкультурного взаимодействия / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии : Материалы Пятой Международной научной конференции, Смоленск, 27–28 мая 2016 года / Отв. ред. В.В.Гриценко. Том 2. – Смоленск: Издательство Смоленского гуманитарного университета, 2016. – С. 191-194. – EDN XFYVTR
Солдатова, Г. У. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Л. А. Шайгерова // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2(6). – С. 60-79. – EDN OMVGKL
Солдатова, Г. Многоязычие как фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта / Г. Солдатова, М. Тетерина // Образовательная политика. – 2011. – № 2(52). – С. 57-70. – EDN VZZJQD
Попков, В. Д. Феномен этнических диаспор / В. Д. Попков. – Москва : Институт социологии Российской академии наук, 2003. – 340 с. – ISBN 5-93810-041-0. – EDN ZWRMUD
Попков, В. Д. Стереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации / В. Д. Попков // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2002. – Т. 5, № 3. – С. 178-191. – EDN OPRNPF
Попков, В. Д. Сообщество афганских мигрантов в Москве: вопросы структуры и идентичности / В. Д. Попков // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. 6, № 2. – С. 150-164. – EDN OUPECT
Навигатор для работы с детьми с опытом миграции Сборник статей под редакцией Надежды Бысик, Москва-Берлин-Париж, 2019
Обучение и воспитание (психология конфликта)
Хломов К.Д. и др. Агрессия и автономия в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 3. C. 117—128. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270309
Ильясов Ф. Н. Причины и типология этнических конфликтов // Социальные исследования. 2017. № 2. С. 20-33
Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко
Причины этнического конфликта: построение социально-психологической типологии // Этнопсихология: вопросы теории и практики/ред. О.Е.Хухлаев. – М.:МГППУ, 2006. – Ч.1 – с.52-67
Чиркина Р.В., Бойкина Е.Э., Койкова К.С., Бригадиренко Н.В., Стратийчук Е.В., Тишкова Ю.В., Чеботарев И.В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 93–110. doi:10.17759/psylaw.2020100407
Первушина И.М., Хухлаев О.Е. Копинг-поведение в контексте межнациональной конфликтности у современной учащейся молодежи
Первушина И.М., Хухлаев О.Е. Копинг-поведение в контексте межнациональной конфликтности у современной учащейся молодежи
Хухлаев О.Е., Александрова Е.А., Зыков Е.В. Религия и межгрупповой конфликт: современные исследования религиозного фундаментализма [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 32—39. doi:10.17759/ jmfp.2018070404
О. Е. Хухлаев, И. М. Кузнецов, М. Ю. Чибисова Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты. Психология образования
Хухлаев О.Е., Гаврюшина М.К., Эбралидзе А.П., Гукова Р.И.. Кросс-культурные особенности представлений о примирении (сравнительное исследование молодежи, проживающей в Москве и Махачкале) Вестник восстановительной юстиции № 12, 2015
Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Риски межнациональной конфликтности в образовательных учреждениях Москвы // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 115–126.
Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Социально-психологический мониторинг рисков межнациональной конфликтности: методология и практика // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 104–113.
Ениколопов С.Н., Мешкова Н.В. Направления исследования предубежденности в западной психологии межгрупповых отношений // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С.148-159
Обучение и воспитание (профилактика девиантного поведения)
Кузнецова А.С., Хавыло А.В. Психологические детерминанты отношения молодежи к экстремистской деятельности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 33–46. doi:10.17759/psylaw.2021110303
Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 1–14. doi:10.17759/psylaw.2020100201
Кучеренко П.А., Коровяковский Д.Г., Антонова Н.В., Хромова Н.М., Майстрович Е.В. Добровольчество и волонтерство как инструмент профилактики девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 51–63. doi:10.17759/psylaw.2020100205
Теплова А.Б., Чернушевич В.А., Чупракова Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 64–77. doi:10.17759/psylaw.2020100206
Умняшова И.Б. Нормативные основания и условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 78–96. doi:10.17759/psylaw.2020100207
Шульга Т.И., Дворянчиков Н.В. Представления подростков о девиантном поведении [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 174–188. doi:10.17759/psylaw.2020100312
Миронова О.И. Психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет пространство [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 189–210. doi:10.17759/psylaw.2020100313
Обучение и воспитание (инклюзивный подход)
Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю. Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 15–27
Русский язык как иностранный
Общее
Криворучко, Т. В. Школы русского языка: семь лет успешной работы / Т. В. Криворучко // Этнодиалоги. – 2013. – № 3(44). – С. 113-119.
Криворучко, Т. В. Использование информационных технологий в образовательном процессе в поликультурном классе / Т. В. Криворучко // Стратегия образования в условиях цифровизации общества: проблемы и перспективы : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Красково, 30–31 октября 2018 года. – Красково: Издательство "Перо", 2019. – С. 33-36.
Криворучко, Т. В. Использование интерактивных игровых приемов формирования коммуникативных, языковых, лингвистических компетенций обучающихся в процессе преподавания русского языка как иностранного / Т. В. Криворучко // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве Vol. 2.0 : Материалы Международной научно-практической конференции, Псков, 19–21 декабря 2019 года. – Псков: Псковский государственный университет, 2020. – С. 238-244.
Криворучко, Т. В. Языковой и социокультурный аспект в работе с детьми иностранных граждан в Российской школе / Т. В. Криворучко // Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии : Сборник тезисов международного семинара: из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» : в рамках мероприятий Международного года языков коренных народов, Москва, 01–04 декабря 2019 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. – С. 54-55.
Омельченко Е.А., Шевцова А.А., Криворучко Т.В. Проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России»: первые итоги // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2022. № 1 (67). С. 202–225
Все фотографии принадлежат их владельцам и использованы для демонстрации.