ФКРЦ

Научно-экспертный семинар

8 ноября в МГППУ прошел научно-экспертный семинар по обсуждению проектов моделей работы образовательных организаций по социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан в образовательных организациях

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи несовершеннолетнему иностранному гражданину в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение по языковой и социокультурной адаптации. Реализуемые подходы в работе образовательной организации по вопросам социальной адаптации и интеграции обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан, направленные на обеспечение образовательных потребностей обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан в части повышения уровня владения ими русским языком, развития навыка освоения образовательной программы на русском языке, устранения несоответствия в уровне знаний, адаптации в русскоязычной среде через знакомство с культурными нормами, вызывает ряд вопросов эффективного функционирования при наличии более 3% несовершеннолетних иностранных обучающихся в образовательной организации. В связи с этим ФКРЦ был проведен рабочий научно-экспертный семинар по вопросам проектирования моделей работы образовательных организаций по социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан в образовательных организациях.
В процессе семинара обсуждались преимущества использования действующих подходов и применимость диагностического инструментария, технологий по оказанию консультационной, диагностической, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним иностранным обучающимся.
Были предложены к рассмотрению следующие вопросы:
1. Соотношение численности совместно обучающихся детей иностранных граждан и местного населения в международных
исследованиях.
2. Подходы к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан РФ оптимальному для социальной, языковой и культурной адаптации обучающихся иностранных граждан, а также по учету такого соотношения.
3. Подходы к реализации образовательных интеграционных программ в международной практике. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в образовательных учреждениях.
4. Проекты моделей работы образовательных организаций по социальной, языковой и культурной адаптации обучающихся иностранных граждан в образовательных организациях. Предложения об изменениях в Законодательстве РФ. Механизмы финансового обеспечения проектов моделей работы образовательных организаций по социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.
К участию в семинаре были приглашены специалисты – практики, эксперты, представители образовательного сообщества для обсуждения проблемных вопросов по организации социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан в образовательных организациях.
Результаты рабочего научно-экспертного семинара позволили наметить позитивные тенденции в решении сложных вопросов нормативного и правового обеспечения реализации инклюзивного подхода, опирающегося на понятие особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан, под которыми понимаются потребности в условиях, необходимых для оптимальной социализации, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.